179

Агата Кристи – автор бестселлеров всех времен, и любой, кто провел несколько часов за страницами одной из ее книг, понимает, почему. Ее способность удивить читателя, перевернуть повествовательные ожидания с ног на голову, почти не превзойдена. Не удивительно, что фильмы по Агате Кристи также пользуются большой популярностью. По словам ее биографа Лауры Томпсон, Кристи – «монолит, феномен». Ее наследие нависает над каждым писателем-детективом в мире сегодня и даже за его пределами.

Серьезная литературная критика тоже довольна ею, а некоторые из ее самых знаменитых работ были отмечены в списках «Лучшие книги века» от уважаемых авторов.

Неудивительно, что она по сей день так популярна и вызывает привыкание. Для тех, кто хочет поскорее исправить ситуацию с Агатой Кристи в своей жизни, было много хороших адаптаций ее романов на большом экране, как будет видно из этого списка. Здесь учитывались только релизы в кино, поэтому все созданные для ТВ фильмы не включены.

10. Зеркало треснуло (1980)

Любой преданный поклонник Агаты Кристи знает, что мисс Марпл – такая же знаковая фигура, как и Эркюль Пуаро, не только в творчестве самой Агаты Кристи, но и во всем каноне криминальной фантастики.

Фильмы по Агате Кристи: Зеркало треснулоОднако пожилая дама, хотя и такая же блестящая, как и ее бельгийский коллега, не имела такого же успеха в кинематографической адаптации, как он. Фильмы Марпл обычно очень скромны по сравнению с тем высокобюджетным вниманием, которое Пуаро часто получает (по крайней мере, на телевидении, они на одном уровне).

«Зеркало треснуло» – единственный фильм, в котором герой играет главную роль, в котором много тех же товарных знаков, что и в лучших фильмах Пуаро, в основном это знаменитый актерский состав с большими звездами: Рок Хадсон, Тони Кертис, Ким Новак и Элизабет Тейлор. Все получили огромное удовольствие, растягивая, по общему признанию, тонкую характеристику сценария; особенно последние двое, которые находят юмор в игре эгоцентричных соперниц голливудских актрис.

Но какими бы интересными они ни были, это действительно Анджела Лэнсбери, которая ведет фильм. Самая преданная книгам, ее Марпл – женщина, чья зачастую искренняя теплота и забота о своих соседях скрывают страстный аппетит к убийствам и исключительно острый ум для их решения. В целом фильм представляет собой довольно точную адаптацию одного из небольших романов Кристи, но его все же стоит посмотреть благодаря нескольким интересным деталям (например, чрезвычайно умная первая сцена) и прекрасной игре Лэнсбери.

9. Скрюченный домишко (2017)

Возможно, из-за огромной популярности ее обычных детективов, отдельные книги Кристи редко получают много кинематографической обработки, что очень досадно, потому что некоторые из ее лучших работ находятся за пределами сериалов Марпл и Пуаро.

Скрюченный домишко

«Кривой домик», один из величайших ее романов, является исключением. Выведенный на большой экран в том же году, когда Кеннет Бранна поставил еще одну классику Кристи, «Убийство в Восточном экспрессе», он поставил этот фильм не совсем так, как надо. Но, будучи менее амбициозным по масштабам, это лучшая адаптация. Здесь сохранен дух детективного романа Агаты Кристи во всей его остроумной, забавной, часто глупой, но всегда увлекательной красоте, благодаря сценарию, который понимает ингредиенты, делающие эти истории интересными.

Таким образом, этот фильм до краев наполнен семейными интригами, денежными спорами, тупыми персонажами из высшего общества и, конечно же, множеством подозреваемых в ужасном убийстве.

Обладая звездным составом, как это обычно бывает с адаптациями Кристи, «Кривой домик» сохраняет многие радости романа, включая финальный, вызывающий дрожь поворот.

8. И не осталось никого (1945)

Первая и лучшая адаптация самой популярной работы Агаты Кристи, версия 1945 года «И не осталось никого» режиссера Рене Клера, успешна, главным образом, благодаря сохранению сюжета и структуры романа в неизменном виде.

Клер снял несколько интересных и, можно утверждать, важных фильмов, особенно в его французском периоде, но он никогда не был по-настоящему великим режиссером, в основном довольствуясь тем, что он умел. В этом фильме есть качество очень хорошего мастера за камерой.

Пожалуй ни у кого и никогда не бывает места размещения камеры, которые подняли бы напряжение до максимума, как это сделали бы такие люди, как Хичкок и Анри-Жорж Клузо, но в каждой сцене все еще есть много целенаправленного мастерства, например, хорошее использование контраста в освещении.

7/6. В 16.50 из Паддингтона (1961) / После похорон (1963)

Фильмы о мисс Марпл с Маргарет Резерфорд в главной роли, безусловно, из всех адаптаций Агаты Кристи, те, которые больше всего игнорируют ее оригинальные работы и просто делают свое дело.

Это палка о двух концах: с одной стороны, поклонники романов, несомненно, будут разочарованы характеристиками и вольностями, взятыми из истории, но, с другой стороны, те, кто хочет смотреть фильмы на своих собственных условиях, найдут веселье и манеры комедии, замаскированные под триллеры.

Фильмы агаты кристи

Резерфорд далек от элегантности Лэнсбери. Марпл временами бывает почти шутом, а эта вселенная настолько отличается, что в этих фильмах у нее даже есть приятель, а в конечном итоге – муж по имени мистер Стрингер. Но опять же, если вы посмотрите сквозь эти различия в тональности, можно будет оценить ее игру за ее достоинства, которых очень много; она неизменно забавна, но никогда не приносит в жертву интеллект персонажа.

Все фильмы Резерфорда следуют строгой формуле: каким-то образом мисс Марпл обнаруживает убийство, проникает на место, чтобы лучше расследовать подозреваемых, и в конечном итоге находит убийцу (и по пути кто-то пытается ее убить).

5. Бесконечная ночь (1972)

Бесконечная ночь

Еще один самостоятельный роман (и любимое произведение Кристи из ее собственных произведений), «Бесконечная ночь», представляет собой совершенно иной оттенок обычного произведения «леди преступления». Хотя кто-то в конце концов умирает в этой истории, это не детектив, а скорее мрачный рассказ о секретах и предательстве, который даже заигрывает со сверхъестественным.

Из-за характера повествования этот фильм больше, чем любая другая адаптация Кристи (даже лучшие из них в верхней части этого списка), имеет вид «серьезного» фильма. Он насыщен такими темами, как классовое неравенство и социальное восхождение, тратит много времени на развитие персонажей и даже оставляет несколько вопросов без ответа.

Сценарист и режиссер Сидни Гиллиат не совсем в состоянии полностью реализовать свои амбиции, но «Бесконечная ночь» по-прежнему остается увлекательным и интригующим фильмом, чему способствует большая производственная ценность, и его, безусловно, стоит добавить в список лучших фильмов по Агате Кристи.

4. Зло под солнцем (1982)

Безусловно, фаворитом поклонников из всех актеров, изображавших Эркюля Пуаро, является Дэвид Сушетт. Но, как сказано выше, данный список включает лишь кинематографические версии, и из них персонаж Петра Устинова, несомненно, лучший.

Фильм по Агате Кристи

Конечно, он немного комичнее, чем Пуаро из книги, который, несмотря на присущие ему большие усы и нелепый сильный акцент, всегда обладал почти царственным чувством собственного достоинства. Но Устинов прекрасно передает не только потусторонний интеллект персонажа, но также его высокомерие и частое нетерпение по поводу медлительности остроумия других.

В постановке Гая Хэмильтона (который также руководил фильмами «Зеркало треснуло»), «Зло под солнцем» игра Устинова, как величайшего сыщика литературы (извините, Артур Конан Дойл) — взрыв, с удивительно запутанной, но грамотно структурированной тайной и отличное чувство юмора, — важный элемент Кристи, который часто упускается из виду при адаптации ее работ.

3. Смерть на Ниле (1978)

Первые два фильма Пуаро с Питером Устиновым в основном находятся на одном уровне с точки зрения качества, но небольшое преимущество следует отдать «Смерти на Ниле» над «Злом под солнцем». Фильм в целом более совершенный с точки зрения мастерства, включая первоклассный производственный дизайн, очень хорошую оценку Нино Рота и дизайн костюмов, удостоенный премии Оскар.

Агата Кристи - Смерть на Ниле

Однако в обоих фильмах главный человек, ответственный за качество фильма, один и тот же: сценарист Энтони Шаффер. Кинематографические адаптации детективных романов, как правило, имеют тенденцию упростить сложность жанра, разбавляя многие тонкие подсказки, которые писатели вкладывают в свои работы, и, в процессе, делают все это довольно скучным и упрощенным.

Это не относится к Шафферу, специалисту по тайнам (он написал пьесу «Сыщик», которая впоследствии стала отличным фильмом). Он может воплотить структурную изобретательность Агаты Кристи с ее многочисленными отвлекающими маневрами и заблуждениями в убедительную и действительно хорошо построенную историю.

Есть причина, по которой финальные сцены в этих фильмах вызывают такое удовлетворение: здесь нет читерства, важная часть информации, которую сдерживали, а затем удобно запоминали. Все, что нужно было знать, чтобы разгадать тайну, было там, но сценарий достаточно искусный, чтобы заставить вас не обращать внимания до самых последних моментов.

2. Свидетель обвинения (1957 год)

По Агате Кристи было снято много очень забавных фильмов, но почти ни один из них не был создан автором. Все перечисленные фильмы по большей части лишены индивидуальной кинематографической идентичности. Было только два по-настоящему великих режиссера, которые когда-либо брались за работу Кристи и ставили на нее свой отпечаток, и первым, кто это сделал, был Билли Уайлдер со «Свидетелем обвинения».

Фильм Свидетель обвинения

Уайлдер мог взять что угодно и наполнить это своим личным стилем, но здесь ему помогает тот факт, что даже для самой Кристи это немного отклонение. Фильм основан на пьесе, а не на романе, и, хотя он касается убийства, он не следует формуле детективов с несколькими подозреваемыми, которые могут нести ответственность за убийство. Вместо этого драма в зале суда, в которой один, возможно, невиновный мужчина обвиняется в убийстве, а адвокат пытается его защитить.

Отчасти из-за такой постановки в фильме отсутствует сложность сюжета, характерная для двух последних фильмов. Тем не менее, в нем есть несколько поворотов, особенно ближе к концу, во всех из которых Уайлдер перемещается с первозданной ясностью, никогда не забывая извлекать максимум напряжения при каждой возможности.

1. Убийство в Восточном экспрессе (1974)

Билли Уайлдер был первым, кто возвысил материал Кристи до кинематографического величия. Сидни Люмет был вторым и, возможно, тем, кто сделал это лучше всех – и до сих пор остается непревзойденным.

Его версия «Убийства в Восточном экспрессе» по-прежнему столь же навязчиво развлекательная, как и во время ее дебюта в 1974 году. Однако, смотря ее сегодня, зритель должен принять во внимание тот факт, что это был фильм, определяющий тенденцию: каждый из элементов, которые стали определять не только адаптации Агаты Кристи, но и детективные фильмы об убийствах в целом, начинались здесь.
Фильмы по Агате Кристи Убийство в Восточном экспрессеЭто был фильм, который представил и популяризировал концепцию наличия большого количества звездных исполнителей в каждой роли; определил план исполнения обязательной сцены «детектив все объясняет»; и просто продемонстрировал, что можно взять такие книги, обычно скромные по образности, и создать их поистине кинематографическое видение.

Конечно, детективы были и до этого (в первую очередь, пожалуй, британский фильм 1946 года «Зеленый значит опасность»), но «Убийство в Восточном экспрессе» создавало целый стиль, характерный для него и каждого последующего фильма в этом жанре.

Данный фильм никогда не упоминается при обсуждении карьеры Люмета, главным образом потому, что этот парень был настолько хорош, особенно в свои 70, что многие другие его классические произведения занимают центральное место. Но это абсолютно продукт его гения, который в сочетании с гением Агаты Кристи делает его настоящей классикой.

Надеемся, этот список удовлетворит тех, кто ищет лучшие фильмы по Агате Кристи, и после просмотра захочет почитать ее произведения. Ведь книга всегда лучше, или нет?